Казачество наиболее сильная и активная часть русского народа. «Природное воинство» Русского народа. Первопроходцы и последние защитники земли, народа и традиций Руси. Несмотря на произвол властей, сначала Московской Руси, а позже Российской империи и большевистского правительства, сохранили вековые традиции уклада жизни до самого последнего времени. Естественно до нас дошли лишь отголоски мощной культуры Казачества. Что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. Но основополагающие принципы существования Казачества известны.
Попробуем же реконструировать Казачий быт, построение общества и воспитание-оразование Казаков обобщённо, в идеале, не делая разделений на конкретные Войска (Донское, Кубанское, Уральское и т.д.) и конкретные исторические эпохи (времена Дикого Поля, Смутное время, Петровские реформы и т.д.).
В основе существования лежал общинный строй общества равноправных людей. Всё управление общиной (ватагой, станицей, войском) осуществлялось на выборных началах. Сами же общины создавались по «профессиональному признаку», в данном случае людей объединяло общее занятие – война во всех её проявлениях.
Известны две модели существования Казачества: «семейная» и «сечевая» (засечная).
«Семейное» построение Казачьего общества.
Казаки жили семьями в укреплённых поселениях – «городках», позже названных «станицами» и «хуторами». Основополагающим принципом существования был принцип Рода, который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее: заветы предков, достойную воспитание и жизнь настоящих поколений и деяния ради здоровой и активной жизни будущих поколений рода. Весь быт был подчинён этому принципу. Общество делилось на возрастные группы - «партии» или «беседы». Старики, женатые Казаки, холостые Казаки, Казаки-малолетки (не служившие или не участвовавшие в боевых действиях), Казачата-подростки и совсем маленькие Казачата. У каждой из этих групп были свои «беседы». Выше всего в этой иерархической лестнице стояли старики. У них было всё для воспитания молодых поколений Казаков: мудрость, знания, опыт, традиции и заветы предков. Каждая «беседа» шевствовала и отвечала за младшие беседы. В каждой беседе были наиболее достойные Казаки, которые занимались воспитанием, обучением и досугом младшей «беседы». Такое положение вещей способствовало передаче мировоззрения, традиций, профессиональных знаний и навыков потомкам наиболее полно и с учётом личного опыта.
А из-за компактного проживания недостойные чести Казака поступки были просто исключены. В итоге каждый человек был на виду, в жизни и быту были видны его недостатки и достоинства. Община знала на какое дело этого Казака можно поставить и на какое он не годится. Опять же, большинство проживающих в станице (хуторе) Казачьих семей были связаны между собой родством.
Казачьи подразделения также во все времена формировались по территориальному и родовому признаку.
«Сечевое» построение Казачьего общества.
«Сечевые» (засечные) Казаки жили также в укреплённых городках – «сечи» или «зесеки», которые звались так из-за близкого расположения к границе или на наиболее опасном направлении для набега врага.
«Сечевые» Казаки также делились по возрастному признаку, с той лишь разницей, что они были все холостяками или жили вдали от семей. Передача традиций и воспитание строились почти также как и у семейных Казаков. Разница была лишь в том, что каждый, побывавши в боях опытный Казак брал себе на воспитание от одного до десяти молодых Казаков – «джуры», «новики». При «сечевом» укладе жизни каждый человек был на виду практически круглые сутки. И его качества были видны более ярко, и в тоже время более эффективно было воспитание и обучение.
Итак, попытаемся определить положительные моменты этих моделей существования Казачьего общества.
1. Высшая ценность Родовых принципов заставляла каждого думать о собственном теле, душе и духе как инструментах воспроизведения здорового потомства, наиболее эффективного выполнения своего профессионального долга – воина и защитника, а также о воспитании молодых поколений сородичей-казаков в духе традиций Казачества. В итоге – здоровая пища, отсутствие вредных привычек и профилактические мероприятия против недугов.
2. Деление общины на возрастные «беседы» позволяло не нарушать связи живущих поколений, передавать традиции Казачества напрямую, отслеживать процессы воспитания и обучения Казачат, воздействуя на них всем обществом, не прекращать обучение и воспитание до конца дней своих. В итоге – отсутствие проблемы «отцы и дети», передача традиций в первозданном виде воспитательный контроль старших поколений.
3. Компактное проживание родственных семей, единство профессии всего населения и всеобщая вооружённость населения позволяли добиться отсутствия преступных элементов в своём обществе, противостоять агрессивным намерениям пришлых элементов кем бы они небыли, передача и совершенствование профессиональных знаний и умений из поколения в поколение. В итоге – относительно спокойное существование общества и порядок на своей и прилегающей территории, противодействие несправедливости и произволу агрессивно настроенных иноземцев и собственных властей, становление высокопрофессиональных воинов-казаков с навыками и знаниями, переданными предками на генном уровне.
Эти и другие традиции древнего Казачества, возможно хотя бы частично перенести на современное российское общество.
Попробуем смоделировать наше общество в будущем, если оно применит на себе Казачьи традиции. С несколькими поправками. Компактное проживание по профессиональному признаку, существует в основном только в сельских поселениях (деревнях и сёлах). Поэтому основная воспитательная цель в городах для начала должна быть общей, нацеленной на всеобщую подготовку населения к защите Отечества.
Нам открывается следующая картина.
На каждой улице существуют мужские и женские объединения, делящиеся по возрастному признаку, в том числе отдельное общество бывших и действующих военнослужащих, которое занимается обеспечением досуга, военно-патриотическим воспитанием и военно-прикладным обучением детей и подростков, причём каждый день и в каждой детской и подростковой группе, естественно в игровой манере. В городе создается координационный совет по повышению качества воспитательного процесса молодёжи. Общеобразовательные школы и жилищноэксплуатационные хозяйства обеспечивают эти общества помещениями. Военные комиссариаты обеспечивают необходимой материальной базой. Администрация города финансовой помощью – комитеты по делам молодёжи направляют свои средства не на проведение бесполезных развлекательных мероприятий, а на реальную работу одной наиболее сознательной части населения с другой подрастающей частью общества. В летние и зимние каникулы на базе воинских частей создаются военно-спортивные лагеря, где действующие солдаты сержанты и офицеры передают свой опыт молодёжи. Население улиц создаёт в своей среде дружины общественной безопасности и каждая патрулирует свою улицу. Призывников отправляют служить на срочную службу в части сформированные по территориальному признаку.
Такая уклад уже существовал в «доперестроечное» время, особенно в старых русских городах. Старшие всегда следили за развитием и моральным обликом младших.
Но в «перестроечное» у такого общества исчезла верхушка. Никто не контролировал младшие возраста. А свято место пусто не бывает. Уличные группировки стали контролировать уголовные элементы, которые нашли для себя «кузницу кадров». В итоге, мы имеем то, что имеем.
Существует мнение – как не стараются школа, родители и административные работники повлиять на воспитание детей и подростков, а в итоге молодежь воспитывает улица.
Мы же считаем – раз улица является местом где происходят воспитательные процессы, значит надо брать улицу в свои руки. И Казачий образ жизни, Казачий бытовой уклад оказывается для этой цели как нельзя кстати.
Немного перефразируя старую Казачью поговорку, скажем, что «казака воспитали и взлелеяли не семья, не отец, не мать, а родной двор, родная улица и старшие товарищи».
Сотник Боярченков А.В взято
источникс сайтаздесь
|