ссылка Донское казачье войско размещалось на территории Области войска Донского (современная Ростовская, части Волгоградской, Луганской, Воронежской областей и Калмыцкой АССР). Хоть Ростов присоединился к области Войска Донского совсем по историческим меркам недавно (в 1887), многие документы по населению области можно найти в его архиве. В 1920 в Ростове был создан Це
... Читать дальше »
Станица Клетская Усть - Медведицкого округа Всевеликого Войска Донского. Волгоградская область. р.ц.Клетский район. В 1614 упоминается Клетский городок, положивший начало станице Клетской. Первоначально она находилась на правой стороне реки Дон в луговой местности, в полверсте от его русла. По преданию, название происходит от того, что во время половодья жители для сохранения своего имущества выстраивали из леса высокие "клетки", делали на них помосты и хранили там свое имущество. Вследствие ежегодного наводнения поселение около 1750 перешло на гористое место, где располагался хутор Староклетский. В 1808 станице было разрешено перейти на настоящее место. В XIX веке и в начале XX века станица Клетская, как и другие населенные пункты района, входила в состав Усть-Медведицкого округа области Войска Донского. По сведениям 1822 в ней были: 1 каменная и 1 деревянная церкви, 737 домов, 3 водяные и 60 ветряных мельниц. Вокруг нее располагалось 39 хуторов с одной каменной церковью и Вознесенский мужской монастырь. Клетский район образован 23 июля 1928. В 1935 в состав района вошел Кременской сельский совет, а в 1959 Верхнечеренский, Калмыковский и Перелазовский сельские советы. В 1965 станица Клетская преобразована в рабочий поселок, в 1992 вернули прежний статус станицы. В состав района входит 10 сельских администраций, которые объединяют 43 населенных пункта. Наиболее крупные населенные пункты: станица Клетская, станица Ра
... Читать дальше »
картина Гавриляченко Сергея АлександровичаДонское казачье войско, наиболее многочисленная часть казачества в дореволюционной России, размещавшаяся на территории Области войска Донского (современная Ростовская, части Волгоградской, Луганской, Воронежской областей и Калмыцкой АССР). В 15 в. между Азовом и р. Медведица образуются первые поселения казачества, независимого от центральной власти. Во 2-й половине 16 в. оформляется в виде организованной общины "Главное Донское войско" по нижнему течению Дона (от устья до Цимлянского Городка). К концу 16 в. казачьи поселения возникли на протяжении 800 км по Дону и его притокам (рр. Северский Донец, Медведица, Хопёр, Бузулук, Жеребец). В 17 в. сюда бежали раскольники, заселяя верховья Дона. К концу 17 в. насчитывалось до 125 казачьих городков. Центрами Донского казачьего войска были: Раздоры (16 в.), Монастырский Городок (с 1622), Азов (1637-42), Махин Остров (с 1642), Черкасск (с 1645), состоявший из 11 станиц, в том числе одной татарской. До начала 18 в. Донское казачье войско, признавшее в конце 16 в. верховную власть русского царя, пользовалось широкой автономией и имело самоуправление: войсковой Круг (высший орган управления и суда) и выборные исполнительные органы (атаман, 2 есаула, дьяк). Во время походов выбирался походный атаман с неограниченной властью. Войско делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и хорунжими. Населе
... Читать дальше »
В "Русской Истории" Устрялова есть место, где сказано, что донцы составляют чудную смесь разноплеменных народов, что язык их состоит из разных элементов, что в чертах их лиц есть нечто азиатское и что казаки гордятся своим происхождением от черкесов и даже сами называют себя черкесами (?!). У Карамзина (т. VIII) о казаках читаем, что происхождение их не весьма благородно: они считались российскими беглецами, искали дикой вольности и добычи в опустелых улусах орды Батыя, в местах ненаселенных, но плодородных, где Волга сближается с Доном и где издавна был торговый путь из Азии в северную Европу; что казаки, утвердившись в нынешней своей области, взяли город Ахаз (древне - хазарский, просуществовавший до XVI в.), назвали его Черкасским (?) или казачьим (что одно и то же), что жен они доставали, как вероятно, из земли черкесской и могли сими браками сообщить своим детям нечто азиатское в наружности и проч.
А. Филонов в "Очерках Дона" в пятидесятых годах прошлого столетия и В. Ф. Соловьев в своей брошюре"Особенности говора Донских казаков" в 1900 году писали, что казаки, не смотря на то, что стоят за Русь, что полки их оберегают ее окраины и что все имеют рвение постоять за честь Царя, сами себя не считают русскими; что если любому казаку предложить вопрос: "Разве ты не русский?", он всегда с гордостью ответит: "Нет, я казак!".
Казак называет русским только великоросса, малоросса же величает просто хохлом. "Стояли в Ро
... Читать дальше »
Жители низовьев Дона называют казаков верховых станиц "чигою". Название это произошло от народа "чигов", упоминаемого римскими и греческими историками с І по ХІІІ в. и жившего по восточным берегам Азовскаго моря, от устьев Дона до Таманскаго полуострова. (См. "Кто был Ермак и его сподвижники", стр. 12 - 19). В XІІІ и XIV вв. народ этот в числе других казацких общин, под напором татар двинулся вверх по Дону и занял земли, входившие в составь Рязанской области, поселившись там своими городками. В XVI в. казаки этой области, как я уже говорил в I главе, двинулись вновь на юг и заселили земли по р. р. Хопру, Бузулуку и Медведице.
Жители соседних губерний, как то: Курской, Орловской, Воронежской и Саратовской "чигою" вообще называют всех казаков, но название это больше относится до верховых, и, я думаю, называющие не ошибаются в их древнем происхождении от народов чигов. Кличка эта чрезвычайно древняя и дошла до наших дней по преданию. Бранного в ней, как многие думают, ничего нет. Верховые казаки, в отместку, дразнят низовцев "тумою". Слово "тума" черкесское и означает "приблудный", происшедший от смешения крови с другим народом, собственно - метис. Кличка эта дана низовым казакам не без основания, так как у многих из них течет немало крови черкесской, татарской, турецкой, греческой и даже калмыцкой.
Все донские казаки в настоящее время говорят языком русским, но со многими особенностями, резко бросающимися и режущими сл
... Читать дальше »
У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы).
Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).
Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.
Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.
После рождения. Ребёнка особо не торопились распеленовывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцел
... Читать дальше »
Городками в источниках XVI-XVII вв. назывались постоянные поселения донских казаков. Но казачьи городки не относились к городским поселениям, в полном смысле этого слова, так как не имели развитого ремесленного производства и сколько-нибудь значительной торговли, да и по населению они были не столь уж велики. Особенностью казачьих поселений был их военный характер. Городки представляли собой укрепленные станы-лагеря, обнесенные земляным валом и плетнем, поверх которого укладывались кусты колючего терна. Они «были обведены кругом стеною из двойного плетня, или палисадника, набитого внутри землею» [1].
Первые сведения о казачьих городках на Дону относятся к середине XVI в., когда под 1548 г. упоминалась«острога» М. Черкашенина и И. Извольского [2], а под 1549 г.— «города» Сары Азмана «в трех и в четырех местах» [3]. И если по поводу «остроги» известно, что она стояла «на Великом Перевозе», т.е.на Волго-Донской Переволоке, то по поводу расположения «городов» Сары Азмана никаких указаний источники не содержат.
К концу XVIв. на Донской земле имелось уже свыше трех десятков казачьих городков.Некоторые из поселений были весьма многолюдны. В них проживало по несколько сот человек. Так, 11 июня 1593 г. на стан к послу Г. Нащокину явилось «человек шестьсот» атаманов и казаков из ближайших низовых городков [4].Верховые городки были, как правило, не
... Читать дальше »
ссылка
Недостаток летописных источников, как российских, так и зарубежных, не позволяет точно определить время зарождения Донского казачества как
самостоятельной вольной военизированной общины, имеющей свою организацию и свои особенности. Некоторые авторы находят отправные моменты истории Донского казачества даже в эпоху амазонок.
Но большинство склоняются к тому, что процесс формирования казачества на Дону проходил параллельно с процессом христианизации Киевской Руси. Так, в 1265 г., т.е. еще во времена владычества на Руси татаро-монголов, была учреждена так называемая Сарайская христианская епархия, которая охватывала население огромной территории между Волгой и Днепром, а значит и Подонья. Именно по берегам Дона в 1354 г. прошло
разделение на новую Рязанскую епархию (левый берег) и прежнюю Сарайскую (правый берег). И уже от 1360 г. имеется исторический документ - послание "ко всем христианам, обретающимся в пределах Черленаго Яру и по караулом возле
Хопор и Дону".
Историк В.Н. Татищев считал, что Войско Донское образовалось в 1520 г., а донской историк И.Ф.Быкадоров - с 1520 по 1546 г. Именно в это время
казачество переходит на оседлый, постоянный образ жизнедеятельности, строя первые "зимовища и юрты", т.е. поселения, в которых можно было перезимовать в "Диком поле", как тогда называли глухие, малообжитые придонские степи
... Читать дальше »