В 80-е годы 20 века возникло мощное движение по изучению и возрождению донской песенной традиции. Силами любителей и энтузиастов казачьей культуры, а также профессионалами-исследователями, фольклористами в музыкально-этнографических экспедициях ведется сбор, фиксация и изучение народнопесенного наследия донских казаков Волгоградской и Ростовской областей.
В таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону стали образовываться молодежные фольклорные ансамбли. исполняющие традиционный казачий фольклор. Среди таких ансамблей следует отметить существующий более 10 лет мужской коллектив «Казачий круга (г. Москва), очень яркий и самобытный ансамбль «Станица» (г. Волгоград), ансамбли г. Ростова-на-Дону «Горница», «Вольница». Учителями таких коллективов стали аутентичные ансамбли станиц Усть-Бузулукской, Букановской, Голубинской, хуторов Яминского, Дурновского, Деминского Волгоградской области, хуторов и станиц Ростовской области, Краснодарского края.В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого много-векового развития явилось то ,что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и , отчасти, украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне.
Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала
В то же время пению донских казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины.В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона.
(Источник: Альманах «Русская традиционная культура» выпуск «Казачьи песни») взято с
сайта
|