По общепринятым значениям слово «Спас» можно охарактеризовать так:
- Спас – это Спаситель, Иисус Христос;
- Спас – это народные Православные праздники (медовый, ореховый, яблочный);
- Спас – это Иконы Господа нашего Иисуса Христа (Спас на Силах, Спас на Крови и т.д.);
- Спас – это возрождаемая ныне система боя запорожских казаков (в Украине, на Кубани, частично на Дону и в некоторых городах России в основном в казачьих областях);
- Спас – это состояние человека, проявляемое в критической ситуации (Православная казачья традиция).
Но. Осмелюсь утверждать, что Спас – это всё вместе взятое и ещё многое другое.
У нас нет данных по старинному названию того, что мы сейчас называем Спасом, по крайней мере, в тех казачьих областях, которые находятся на территории нынешней России. Да наверное его и не было. Видимо Спасом называли не какую-то систему, а то, что являлось проявлением или результатом конкретного образа жизни. А всё остальное – было подготовкой к вхождению в Спас. Поэтому и мы для удобства будем называть казачью родовую науку Спасом. Потому как вхождение в Спас сродни единению со Спасителем. Спасительство – это и есть христианская миссия Казачества.У одного человека зерно СПАСА с рождения заложено, другому может быть передано через оружие (предметы), третьему во сне, четвёртому в пространстве – у всех по-разному.
Но зерну чтобы прорасти нужна благодатная почва, дождь, воздух, солнце и ветер. У одного включение происходит в экстремальной ситуации, другому нужно оземь стукнуться (ОЖИГА, пляс, удар), третьему нырнуть в пространство, четвёртому войти через СЛОВО (молитву, песню), пятому испугаться – у всех по-разному. А кто-то может просто быть носителем, чтобы передать дальше, в своё время. «Казачий Спас» - что это? Универсальная боевая система? Обладание сверхчеловеческими возможностями? Колдовство и оборотничество? Что же это? На мой взгляд, из вышеперечисленных вопросов каждый имеет право на жизнь. Благодаря художественным произведениям, в которых описываются «характерники» (владеющие Спасом) казаки из общества, создался определенный стереотип, где любой, знающий определенную молитву «Стос», быстро прочитав ее, легко может подчинить себе пространство, время и вообще законы мироздания. Думаю, что эта точка зрения немного приукрашена, как и должно быть в художественных произведениях. Давайте, наконец, немного познакомимся со «Спасом». Во-первых, «Спас» действительно существует. Человек, владеющий принципами «Спаса», - это хороший воин, муж, отец, врач, учитель, строитель и т.д. Это - образ Жизни. Это - обретение собственного Я. Но мы, все-таки, посмотрим на эту дисциплину с точки зрения боевого искусства. Да, действительно, «Спас» является высоко эффективной боевой системой. Не спортивной. Не потешной (бесконтактной).А именно боевой, применяемой только в боевых условиях, где нужно быстро, без затрат собственных физических усилий вывести из строя противника (то есть уничтожить (убить)). Не продержаться три минуты на ринге или на татами, не послать противника в нокдаун или нокаут, а именно у н и ч т о ж и т ь. С этой точки зрения единоборство приобретает специфическое направление (прикладное), другими словами – на масленицу навыками «Спаса» не пользовались. Во главе угла стоит Ч е л о в е к. Случай с поимкой пули не вымысел, а живой факт семилетней давности, когда один их нынешних «характерников» демонстрировал это в тире МВД. Меня очень позабавило, когда представил, как это сделают хваленые «восточники» или дутые американские киносупермены.
Сюжет в моем романе о том, что владеющий Казачьим Спасом владеет Пространством и Временем, способен поймать рукой пулю и уходить от пуль - реальный. Спасом владели многие Георгиевские кавалеры: Чапаев, Думенко, Шкуро, дед Кадочникова (полный бант) Георгия и многие другие. Я знаком с людьми, которые сохранили эту удивительную боевую традицию до наших дней. По воспоминаниям очевидцев, Чапаев не раз плясал Барыню на бруствере окопа в Империалистическую войну под тремя немецкими пулеметами и уходил от струй (холодеет затылок). В середине восьмидесятых годов видел кинохронику, как Шкуро захватил Киев и ехал впереди войска на коне. Вдруг из подворотни выскочил "революционер" с маузером, вскинул его, намереваясь стрелять. Шкуро молниеносно выхватил шашку, взмахи ее почти не было видны, вложил в ножны и поехал. На кадрах у стрелявшего отвалилась рука, потом голова, потом тело раздвоилось и он упал. Шкуро даже не оглянулся. В начале "перестройки" министр МВД, кажется Бакатин, велел привезти в МВД человека, владеющего СПАСом. Тот поставил условие, чтобы собрали 20 лучших спецназовцев, владеющих разными школами. Мой друг, Володя Ф. сопровождал рукопашника, лет 47, невысокго роста, даже с заметным брюшком. Когда они пришли, 20 бойцов разминались. СПАСовец прошел сквозь них, лег на маты и... уснул. Минут через десять, Бакатин разбудил его и приказал начинать. Тот посмотрел на часы и говорит: - Мне жена наказала еще колбасы купить, времени мало, я начну сразу с восьми. - Нет, вот тебе боец, черный пояс каратэ... - Я начну с восьми. Восемь качков обступили его, пересмеиваются от его тщедушного вида. Три минуты боя и все лежали пластом, даже не прикоснувшись к противнику, они его просто не видели. После этого он так всех "зачаровал", что двдцать спецназовцев начали серьезно лупить друг друга. Все злые, ничего не поймут. Тогда гость говорит: - Ладно, спорить мне с вами некогда, у вас тут тир есть? -Есть.. - Пошли. Гость повесил на пулеуловитель простую газету, встал метрах в полутора от нее и попросил выстрелить из пистолета в газету. Команда была дана и прозвучал выстрел... Выстрел-то прозвучал, но не было щелчка пули и газета оказалась целой, без повреждения. Гость разжал кулак и поднес пулю с нарезами. Что тут началось! Толпа "наехала" на стрелявшего офицера, дескать, тот заранее договорился с гостем, передал ему пулю, а сам стрелял холостым. Требовали повторить... Но СПАСовец категорически отказался и покинул здание. У меня есть архивные пленки из рассказов стариков-казаков о том, как владеющие "казачьей наукой" держали удары пуль из винтовок и карабинов, на теле оставался только синяк, гимнастерка с дыркой, а казак живой. Так называемые "бескровные одежды", гимнастерки хранили в сундуках, как ордена. Эта игра называлась "Играть в зайца". Трое казаков выезжали в степь и говорили: - Ну, кто нынче будет зайцем? - Ну, я - отзывался один из них. - Разоблачайся.. Он спешивался, снимал портупею, оставался в гиммнастерке и отбегал от друзей метров на тридцать-сорок. Входил в состояние Стос, а двое выпускали по его корпусу по полной обойме. Он в это время бегал, делал все возможное, чтобы друзья промазали. Казак на сто метров попадал из карабина в пятак. После того, как они выпускали по "зайцу" по пять пуль, подъезжали к нему, спешивались и все трое тщательно считали дырки на гимнастерке. Если до десяти не хватало хоть одной, "Заяц" укорно говорил: - О, братцы, стреляете вы плохо... И даже за один промах, двое стрелков десять дней поили "Зайцу" коня, варили кулеш... А гимнастерка укладывалась дома в особый сундук, когда собирались характерники, владеющие Спасом к хозяину, он поочередно доставал из сундука прошитые пулями гимнастерки и гутарил: - Вот в этой я был Зайцем в таком-то годе, в этой с теми-то стрелками. Еще одна игра в бескровные одежды называлась "Капусту рубить", все те же двое поначалу гладили шашками "Капусту", а когда тот входил в состояние, рубили... Гимнастерка распадалась на полосы, но на теле оставались только красные полосы, как от кнута. В конце рубки, они сдергивали бескровные одежды с него и почему-то выливали на Капусту ведро воды, а гимнастерку укладывали в другой сундук. Есть сведения, что у одного человека хранятся два сундука дедовских гимнастерок... без единой капли крови. Самое интересное, что это не бред, не легенда... а явь! Владеющий Временем казак... хлопок и... пропадает из виду. Сам он попадает как в кисель... но это уже тайна Рода. Казачьей наукой владели пластуны, они пробирались перед атакой австрийской конницы на их исходные рубежи и маскировались так в траве, что ряды конницы выстраивались для атаки, не замечая казаков. Тогда они вскакивали, держа на спине бриткую шашку острием вверх и бежали под пузами лошадей под рядами, а сзади рушились эти ряды, атака срывалась, а пластуны опять исчезали в траве. Товарищи хохлы пытаются сейчас присвоить себе Спас, но он появился еще со времен князя Святослава, да и ранее наша цивилизация владела этим боем. Есть исторические сведения, что 50 воинов Святослава окружила 10 тысячное войско врагов и потребовали сдаться, наведя на воинов луки. Они ответилаи, что сами себя порубят. Разделись до пояса сели на коней и стали скакать по кругу, в ритуальной рубке. Потом мгновенно разбились на пятерки и веером врубились во врагов, оставляя просеки... Выскочив из круг, развернули коней и рубили просеки к центру... Десятитысячное войско в панике бежало. Летописец константировал, что русов не брали ни мечи ни стрелы, тела их были... бескровны. Кстати о "хохлах", эти чубы (такой же оселец был и у Святослава), был признак п о с в я щ е н и я, чуб могли носить только посвященные в эту казачью науку. Русы верили, что за этот чуб в последний миг жизни, Бог вытаскивает на небо его душу. Турки, персы, греки, мидяне и прочие недруги тех времен знали об этом. В случае, если казак попадал раненый в плен, они мгновенно срезали ему оселец и тот попадал в наивную простарцию, что не попадет к своему Богу. Есть сведения, что когда характерники скакали на конях в атаку, чубы у них стояли вертикально??? Вот вам загадка, в которой кроется основной Спас. Давайте вернемся к Казачьему Спасу У яицких казаков он назывался "Казачья Наука". Как правило, передавалась от деда - внуку. По моим сведениям, Казачий Спас - это особое мировоззрение на природу и окружающий мир. В некоторых правилах из этой науки проступали древние ведические верования. К примеру, моего знакомого Юру, спасовец обучал в кисловодском парке. Они шли по тропинке и тут, наставник, попросил принести ему палку, придавленную упавшим деревом (обломок его же ветви). Юра рад стараться, кинулся исполнять волю учителя, обломил палку и принес... на что спасовец посетовал: "Ты нарушил все законы Спаса... Ты должен был представить и увидеть, сколько лет росло это дерево и ветвь, сколько солнечной энергии оно получало, сколько раз набухали почки и лопались, рвались силой молодые побеги, опять теряли листья... зима, мороз... снова повторение цикла, опять солнечные свет... Ты должен был, мгновенно прожить жизнь дерева от побега до его смерти… Ты должен был попросить разрешения у дерева, у солнца, у ветра, у ручья - взять эту палку, тогда бы ты принес мне меч! И с этим мечом можно было противостоять - стальному мечу. Но... ты проявил а г р е с с и ю, а это несовместимо со Спасом и... принес мне трухлявую палку". Деды расказывали, что в наших станицах, "ишшо до леварюции", атаманы были вроде председателей сельсоветов... он был главным в мирное время. Но, при сполохе, в начале войны, главным становился походный, войсковой атаман. Посвящению и выбору этого атамана, у казаков был особый, древнейший ритуал. Тайным советом стариков отбирались семеро кандидатов. Они выезжали на конях в степь, гнали волчью стаю и отбивали матерого... Кто первый плетью очумеет волка (надо было точно попасть вшитой в плеть пулей ему по носу на скаку), спрыгуть с коня на волка и "стреножить" зверя, тот становился основным претендентом. Подскакивали остальные. Двое садились верхом на волка, передний держал его за уши. А казак, стреноживший, стновился перед ощеренной мордой на колени, читал молитву, неотрывно глядя зверю в глаза и... медленно убивал его кинжалом в сердце. По поверьям, в этот момент, из глаз в глаза, переходила в будущего походного атамана вся волчья сила и хватка. По словам дедов, с таким атаманом почти не было потерь в боях, было много побед, его не брала пуля и шашка... Но... приходило опять мирное время, походный атаман, прошедший такую инициацию редко мог жить мирной жизнью... Чудил, продолжал воевать, бузить и т.д. Когда становилось невмоготу, решаением совета старейшин... его убивали серебряной пулей. А к новой войне, готовили другого... Еще один интересный казачий обряд. Мне рассказывали, как в станице Кумылженской казаки уходили на "позиции" в 1914 году.
За сутки до отправки на фронт, каждый шел к своей бабке и она писала ему в ладанку обережную молитву. Утром, все уходящие на фронт собирались у реки Хопер (строго без баб и лишних людей), каждый приносил со своего двора петуха и дробовик. По очереди, они привязывали петуху под крыло свою молитву из ладанки и с убойной дистанции стреляли из ружей по ним. Были случаи когда дробовые заряды кувыркали птиц, но они вскакивали, отряхались и были живы... значит, молитва крепкая. Если петух погибал - казак шел к тем бабкам, чьи петухи выжили. По преданиям, все вернулись с войны живыми Запорожцы говорили, например, что между ними всегда были так называемые “характерники”, которых ни огонь, ни вода, ни сабля, ни обыкновенная пуля, кроме серебряной, не брали. Такие “характерники” могли отпирать без ключей замки, плавать на лодках по полу, как по морским волнам, перебираться через реки на суконных войлоках или рогожевых циновках, брать в голые руки каленые ядра, видеть за несколько верст вокруг себя посредством особых “верцадел”, жить на дне рек, влазить и вылазить из туго завязанных и даже зашитых мешков, “перекидаться” в котов, превращать людей в кусты, всадников в птиц, влазить в обыкновенное ведро и плыть в нем под водою сотни, тысячи верст. “Много говорили запорожцы и о силе своих богатырей. Богатыри у них были такие, каким равных нигде не было. Они толстейшие желзные полосы, что снопы в поле, вокруг шеи ляхов скручивали; они страшно тугие луку, над которыми в Польше несколько человек напрасно силились, играючи натягивали. У них в Сичи между другими багатырями жил Васюринский козарлюга; то был такой силач, что когда он причащался, то 4 человека поддерживали священника, чтобы он не упал от одного духа богатыря, потому что он только дохнет, и от того дыхания человек с ног упадет. А когда разоряли Сичь, так там был такой силач, который одним дыханием мог бы убить человека. Как подошел он к причастию, не затаив дыхание, то священник едва с причастием не упал навзничь. “Кто ты таков, старче?”—“Что ж, батюшка, я такой-то”. “Изыди же из сего града, а то узнают о тебе, то погибнешь”. Война для козака была столь же необходима, как птице крылья, как рыбе вода. Без войны козак — не козак, без войны лыцарь не лыцарь. Козак не столько не боялся, а любил войну. Он заботился не только о том, чтобы спасти себе жизнь, сколько о том, чтобы умереть в бою, как умирают истые рыцари на войне. т. е. чтоб о нем сказали: “Умiв шарпати, умшiв i вмерти, не скиглячи”. “От казали, неначе воно боляче, як шкуру з живого чоловiка здирають, а воно мов комашня кусае”...
Сергеев Ю.В. www.knyaj.ru взято с
здесь
|